Наш манифест

 

Манифест небезразличных

 

Мы, граждане России, члены Содружества по пропаганде культурных ценностей «ПосредникЪ 2.0»,

  • объединенные общей заботой о будущем России и всего мира;
  • считающие, что наша страна является одной из великих держав, а ее культура составляет значительную и важную часть культуры мировой;
  • искренне желающие, чтобы наши потомки до любого колена жили в великой стране и гордились ею;
  • обеспокоенные ее тяжелым современным положением;
  • встревоженные все сильнее проявляющимся падением интереса россиян к чтению русской классики и всеобщим охлаждением к доставшемуся нам культурному наследию,

настоящим Манифестом заявляем:

1.                    Культура является одной из важнейших ценностей, составляющих истинное богатство нации, народа и государства. Без заботы о ней невозможно сохранение целостности общества. Именно богатство культуры служит основным гарантом выживания как отдельных наций и народов, так и всей человеческой цивилизации. Оно же в значительно большей степени, чем богатство экономическое и финансовое, является залогом успешного развития государства и населяющего его народа. Напротив, государство, отказавшееся от поддержки культуры во имя сиюминутных выгод, теряет свое будущее и, потеряв идентичность, либо полностью исчезает, либо превращается в колонию.

2.                    Культура не должна зависеть от превратностей политики, экономических коллизий, достижений научно-технического прогресса. Являясь базисом цивилизации, она должна обладать несомненными приоритетом перед всеми другими проявлениями человеческой деятельности.

3.                    Культура и лучшие ее плоды должны принадлежать всем людям, без различия наций, вероисповедания, пола, возраста или материального статуса. Доступ к произведениям мирового искусства должен быть легким, равным и бесплатным для всех. Брать деньги за произведения, составляющие общечеловеческую ценность, аморально и безнравственно.

Наше содружество не является политической организацией. При этом мы вовсе не выступаем против политики как таковой и объявляем, что готовы сотрудничать с любыми политическими движениями, кроме деструктивных, ведущих к разрушению общества, цивилизации и культуры.

Мы не преследуем целей экономической выгоды, но и не отрицаем права писателей, художников, музыкантов и других деятелей культуры получать за свой труд действительно достойное вознаграждение. С нашей точки зрения, интеллектуальное пиратство не менее аморально, чем торговля произведениями, принадлежащими всему человечеству.

Мы полагаем, что россиянин только тогда может действительно называть себя россиянином, когда он принимает и разделяет идеалы русской культуры, ориентируется в ней, знает ее. Всяческие как сознательные, так и бессознательные действия, ведущие к ее ослаблению, являются преступлением против страны и ее граждан.

Мы вовсе не считаем русскую культуру величайшей культурой мира. Напротив, в нашем понимании культуры всех народов мира абсолютно равноправны и равноценны. При этом каждая культура наиболее важна именно для своего народа, а значит, и поддерживать ее должны в первую очередь представители нации-носителя.

Мы не считаем нормальной ситуацию, когда россияне либо вообще перестают читать хорошую, качественную литературу, либо читают зарубежных авторов, почти совсем забывая об отечественных. Нас тревожит то, что многие жители России, называя себя россиянами, знают имена великих русских писателей и поэтов, знают названия их главных произведений, но при этом не прочитали ни одного (или только одно) из них. Хотя многие из этих людей прочитали огромные романы Коэльо, Мураками и Маркеса. Все это неизбежно ведет не только к внутреннему вырождению русской национальной культуры, но и к падению ее значения в отношении других национальных культур. В результате в списке 100 величайших писателей человечества, опубликованном недавно в одном из ведущих мировых СМИ, журнале TIMES, присутствуют только два русских писателя – Толстой и Набоков. И это естественно: если и россияне не читают Гоголя, Достоевского, Чехова, Пушкина, Лермонтова, Шолохова, Тургенева, Куприна, то как же мы можем требовать этого от представителей других культур?

Нам не кажется, что падение интереса к чтению русской классики связано с действиями каких-то тайных организаций, мечтающих разрушить страну. С нашей точки зрения, у этого печального явления есть две основные и вполне объективные причины.

1.                    Страх перед классикой сформирован неправильно поставленной системой школьного преподавания литературы, когда детей, в силу недостаточного жизненного опыта неспособных нормально воспринять серьезную взрослую литературу, насильно заставляют не только ее читать, но и выучивать наизусть огромные фрагменты, что вообще лишено всякого смысла. В результате все знают «тройку, птицу тройку» и никто не может толком сказать, зачем же все-таки Чичиков скупал мертвые души

2.                    Тяжелая экономическая ситуация в стране привела к тому, что взлетевшие цены на книги сделали их малодоступными для среднего россиянина. Покупая довольно дорогую книгу, люди выбирают не то, что полезно и нужно, а то, что модно и доступно. Рыночные законы создают социальный заказ на низкокачественную, дешевую литературу. Это ведет к тому, что коммерческим издательствам становится просто невыгодно издавать русскую классику. Получается замкнутый круг: коммерческие издательства не продвигают классику, в силу низкой экономической составляющей, отдавая предпочтение слабой, но коммерчески выгодной литературе. Именно в нее они вкладывают деньги, организуя рекламные кампании, пиаровские акции, снижая цены и увеличивая тиражи. Покупатели же, в свою очередь, привлеченные рекламой, привлекательной ценой и примитивной доступностью текстов, «голосуют» за слабые книги рублем, еще больше раскручивая издательский маховик.

Мы считаем, что исправить ситуацию можно, сделав классическую литературу максимально доступной для самого широкого круга читателей. Для того чтобы полюбить хорошего автора, люди должны сначала почувствовать к нему вкус, попробовать его, понять красоту его произведений, его слова. Книги классиков литературы, книги, в ценности которых никто не сомневается, должны быть максимально дешевыми, а в идеале – бесплатными. Именно к этому стремились в конце XIX – начале XXвека великий русский писатель граф Лев Николаевич Толстой и издатель-просветитель Иван Дмитриевич Сытин, организовавшие для этой цели издательство «Посредникъ». Это не значит, что классика не должна издаваться в дорогом варианте, обусловленном высоким качеством издания, дорогим переплетом, большим количеством красочных иллюстраций, плотной бумагой. Но эти элитные издания не должны подменять собой или вообще убивать издания дешевые, поскольку основная ценность книги заключается не в оформлении, а в содержании. Хорошая книга – не предмет мебели, не деталь интерьера, а запечатленная на бумаге мудрость.

Качественная дешевая книга должна стать лучшим спутником человека в дороге, на отдыхе, в очереди, она должна быть везде – в школе, в поезде, в самолете, в больнице, всегда под рукой – в сумке, в кармане, возможно, даже свернутая в два-три раза. Тут не грех дать первую «дозу» классики бесплатно. Только распробовав ее, люди смогут понять, что она далеко не скучна и вовсе не занудна. Прочитав короткие рассказы и повести великих писателей, они обязательно перейдут на более серьезные и фундаментальные произведения и, возможно, перестанут набивать мозги литературным фастфудом, перейдя на качественную, проверенную временем и поколениями читателей, интеллектуальную пищу.

Мы верим, что, объединившись в рамках Содружества, с помощью людей, радеющих о благе русской культуры и на деле ее поддерживающих, и вооруженные плодами научно-технического прогресса, мы сможем осуществить мечту, которую Иван Дмитриевич Сытин высказал на 50-летии своей фирмы, – наладить выпуск, распространение и продвижение по-настоящему дешевой или вообще бесплатной классической литературы.

Каждый человек, вступив в ряды Содружества, может стать по-настоящему народным издателем-просветителем, к чему мы призываем всех друзей. Всякий, считающий себя настоящим гражданином России, может и обязан сделать хоть что-то полезное для ее культуры. Выпуская книжку за книжкой, доставляя ее в самые отдаленные уголки страны и за границу, мы общими усилиями можем добиться того, чтобы русская классика вновь заняла бы подобающее ей высокое место.